Снимаю Шляпу перед Мэри Симховной Либензон, её учениками в общем и Тимой в частности. Вторая соната Рахманинова — это, пожалуй, самое главное сочинение, которое мы сделали вместе с Мери Симховной, мы над ним активно работали больше двух лет. К сегодняшнему концерту её пришлось значительно переделать, но этот вариант поразительно хорошо ложится на все те пожелания и замечания, что мне давала Мери Симховна. Видимо, эта соната гораздо ближе её пианизму, главными орудиями которого (как и педагогическими, кстати, тоже) были надежда и разочарование. Такой своевременный урок человечности от профессора. Но и моим интонациям последних лет тут тоже место нашлось: как-то мне сказала, опять же, Мери Симховна, хорошо изобразить фашизм — тоже дорогого стоит.
С Бетховеном мы тоже общались по-особенному, и очень долго. Первую часть мы сделали вместе в классе, а вторую Мери Симховна так и не разрешала брать: говорила, что я её не смогу сосчитать. Сейчас считать я научился, но Ариетта и правда ставит серьёзную задачу — чем-то наполнить эти вариации: Андрей Гаврилов перед одним из выступлений назвал Ариетту раем, но я бы всё-таки сказал, что это возведение рая. Первая часть в каком-то смысле разрушает свой мир, а вторая создаёт заново. И это будет наша с вами общая работа. Мне кажется, что в этом и заключается задумка Бетховена: кто сможет сейчас, как участник исполнения, отдать этому процессу часть себя — тому вернётся нечто очень ценное. Надеюсь, что у нас получится.